Освещение торговых площадей. Что и как ?

 В этой статье описаны основы построения профессионального освещения магазинов, которое будет работать на увеличение продаж и поможет сэкономить деньги.
Техническая информация. 

  Как известно, освещенность измеряется в люксах, 1 Lux = 1 Lm (люмен) / 1 м2. Для подобных расчетов берется освещенность плоскости пола или прилавков. Чтобы понять, как выглядят характеристики освещения, приведу пример: для нормальной работы в офисе освещенность на столе с включенными лампами дневного света должна быть примерно 500-700 Lux.
Пример. Сетевые гиганты розничной торговли, такие как "Metro”, требуют от проектировщиков 1000 Lux, "Tesco” — 750 Lux, "Carrefour” — порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина. Это стандарт, который мировые сети не позволят нарушить ни в большую, ни в меньшую сторону, т.к. за многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно их покупателю.

Общий уровень освещенности торгового зала

  При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас в 30-40%. 
Дело в том, что после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается примерно на 30-40%. Это происходит не только потому, что оборудование представляет собой естественные преграды для освещения, но также оно по-разному отражает свет, часто вызывая ухудшение уровня освещенности.

  Кроме получения необходимого уровня освещенности, надо  также учитывать психологические аспекты освещения. Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами:

1.    Интенсивность освещения (уровень освещенности); 
2.    Цветовая температура света, которая выражается в градусах Кельвина.

  При высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник, возбуждение, прилив сил  и улучшение настроения. Поэтому, в зависимости от целей и стратегии предприятия, можно выбрать разный уровень освещенности. Уровень освещенности для комфорта и безопасности человека находится в пределах 500-2500 Lux. Для сравнения: в пасмурный день на улице — 2000 Lux, в солнечный день — до 10 000 Lux.
Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.

Гипермаркет, супермаркет

  Помимо общего уровня освещенности,  принципиальным вопросом освещения таких магазинов  является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение — нейтрально-белый свет 4000К-5000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Так же часто применяются металлогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). (В народе такие светильники называют колокольчиками.) Их использование дешевле, чем освещение линейными подвесными системами с люминесцентными лампами, но страдает равномерность освещения. При таком освещении все выглядит блеклым, тусклым, непривлекательным. Особенно страдают яркие цвета теплой части спектра — красный, желтый, оранжевый. Также очень важно не забывать о таком важном свойстве системы освещения магазина или супермаркета, как энергоэффективность. Если использовать светодиодные светильники, то подобрать можно любую цветовую температуру, так как светодиоды выпускаются с цветовой температурой от 2000К до 10 000К и даже до 20 000К. Также светодиоды, используемые для освещения, обладают достаточно высоким индексом цветопередачи (75-85), что делает цвета более натуральными. Что касается энергоэффективности, то тут лучшее решение – это применение светодиодного освещения прилавков, так как они потребляют в 10 раз меньше электроэнергии чем лампы накаливания, и в 2 раза меньше , чем компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие). Большим плюсом светодиодного освещения также является их долговечность (50 000 – 100 000 часов) и почти полное отсутствие затрат на обслуживание светодиодных светильников, это подразумевает под собой то, что светодиоды не надо заменять, они не перегорают, как лампы, а в крупных супермаркетах замена ламп это довольно затратное дело.

  Пример.  Достаточно крупный магазин, который освещен лампами накаливания! Кроме огромного энергопотребления, эти лампы выделяют еще и тепло, что делает торговый зал жарким. Можно поменять только лампы, вкрутив новые в те же цоколи, и избавиться от жары и сократить энергопотребление в 10  раз без изменения уровня освещенности зала! Такими лампами  могут быть светодиодные лампы, которые бывают теплого и холодного цвета.

Особенности освещения различных групп продуктов питания


Хлеб, кондитерские изделия

  С одной стороны, рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). С другой — такие лампы потребляют слишком много энергии. Поэтому целесообразно заменить лампы накаливания  и галогенные  на  светодиодные с  цветовой температурой 2700-3000К,. Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом. Хорошо будут смотреться дерево, лоза и другие натуральные материалы.

  Пример. Есть некая кондитерская-кафе. Это — великолепный пример того, как с помощью интерьера можно испортить всю атмосферу: зеленые стены отбрасывают на всю сладкую продукцию изумрудно-зеленый тон. К тому же там просто темно.

Отдел молочных продуктов, отдел замороженных продуктов, рыба

  Здесь важно подчеркнуть свежесть, хорошую охлажденность продуктов. Лучше всего в таких отделах применять светодиодные лампы с цветовой температурой 4000 — 6500 К с хорошей цветопередачей (80% и выше) для того, чтобы подчеркнуть яркость упаковок. К тому же светодиодные лампы не нагревают продукты.

Мясной и колбасный отделы

  Для освещения мясопродуктов часто применяются лампы специального спектра (76-79), подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Применение таких ламп ограничено в Европе. Считается, что они могут ввести в заблуждение покупателей. Такие лампы используются сугубо внутри витрин. Поэтому рекомендуется над витриной, в месте непосредственной передачи товара покупателю, применять лампы общего освещения с высоким коэффициентом цветопередачи.

Пример. В одном магазине в колбасной витрине установлены лампы 76 спектра, а над прилавком — стандартные люминесцентные лампы. Как это в итоге отражается на покупателе? Он видит великолепную, розовую, свежую колбасу в витрине, а при получении — гораздо менее привлекательный кусок серых тонов. Вот вам налицо эффект обманутой надежды.

Отдел цветов, отделы овощей и фруктов

  Данные отделы принято освещать светильниками типа колокольчик или направленными прожекторами с металло-галогенными лампами нового поколения с керамической горелкой. Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высокой интенсивностью света. В свете таких ламп фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими, здоровыми. Данные лампы также применяют для освещения живых цветов. Близкий к солнечному спектр ламп сохраняет возможность вегетации. Попросту говоря, под этими лампами цветы не только дольше сохраняются, но и растут! Следует добавить, что на таких лампах стоит УФ-фильтр, и они не вызывают вредных воздействий. В то же время цветы нельзя освещать лампами накаливания — они от этого погибают. А также не рекомендуется подсвечивать их стандартными металло-галогенными (от этого они плохо выглядят). Хорошие результаты дает освещение светодиодными лампами, у них высокий коэффициент цветопередачи, они не греют, не содержат в своем спектре ультрафиолета, можно подобрать подходящую цветовую температуру и интенсивность света, также они очень экономичны, что немаловажно на сегодняшний день в рамках всероссийской политики президента РФ по энергосбережению и переходу на энергосберегающее освещение.

Отдел спиртных напитков

  Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей для того, чтобы этикетки смотрелись ярко. Однако это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. И грамотное акцентное освещение вин можно сделать светодиодными лампами так как они в своем спектре не содержат ультрафиолетового излучения (галогенные лампы тут неуместны как раз по причине излучаемого в своем спектре УФ-лучей), не нагревают продукцию, имеют направленный свет, то есть для них не нужны специальные плафоны и отражатели, ну и конечно это намного более долгий срок службы (до 12 лет беспрерывной работы).

  Таким образом, при создании комфортной обстановки для покупателя освещение является очень важной составляющей, которая может как увеличивать продажи, так и уменьшать их.